Дизельные двигатели ЯМЗ   История
Ярославского моторного завода
ЯМЗ-236 6-ти цилиндровые двигатели ЯМЗ без турбонаддува Спецдизельсервис

6-ти
цилиндровые двигатели ЯМЗ
без турбонаддува

ЯМЗ-236 6-ти цилиндровые двигатели ЯМЗ с турбонаддувом Спецдизельсервис

6-ти
цилиндровые двигатели ЯМЗ
c турбонаддувом

    Завод основан в 1916 г. русским инженером В.А.Лебедевым для производства легковых и санитарных автомобилей. В 1916-18 гг. - Автомобильный завод АО ⌠В.А.Лебедев■; 1918-26 гг. - Первый государственный авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ); 1926-58 гг. - Ярославский государственный автомобильный завод ╧3 (ЯГАЗ); 1958-71 гг. - Ярославский моторный завод (ЯМЗ); 1971-93 гг. - головное предприятие ПО ⌠Автодизель■. С 1993 г. - Открытое акционерное общество ⌠Автодизель■ (Ярославский моторный завод).

  Основная продукция ЯГАЗа в 1925√42 гг. - первые советские большегрузные автомобили грузоподъемностью от 3 до 7 т Я-3, Я-4, Я-5, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6; самосвалы ЯС-1, ЯС-2, ЯС-3; троллейбусы одноэтажные ЯТБ-1, ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3; автобусы ЯА-1, ЯА-2; шасси для автобусов и троллейбусов. В 1933 г. совместно с ОКБ ОГПУ создан первый отечественный автомобильный дизель ⌠Коджу■.

  В годы ВОВ (1943-45 гг.) ЯГАЗ выпускал гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12, Я-13.

  В 1947-51 гг. впервые в стране освоен серийный выпуск двухтактных автомобильных дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью от 110 до 220 л.с. для автомобилей ЯАЗ, МАЗ, КрАЗ, специализированных транспортных средств, автобусов ЗИЛ-154, насосных агрегатов и пр. С 1947 по 1960 гг. разработано и пущено в производство два семейства большегрузных автомобилей, самосвалов грузоподъемностью от 5 до 25 т, седельных тягачей, автомобилей высокой проходимости марки ⌠ЯАЗ■.

  Конструкции и производство двухосных автомобилей ЯАЗ-200, ЯАЗ-205, ЯАЗ-225 переданы в 1950-51 гг. Минскому автозаводу (Белоруссия); трехосных ЯАЗ-210, ЯАЗ-214, ЯАЗ-221, ЯАЗ-222, ЯАЗ-226 - Кременчугскому автозаводу (Украина) в 1958-бО гг.

  С 1958 г. ЯМЗ специализируется на разработке и производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения мощностью от 180 до 800 л.с., коробок перемены передач, сцеплений, дизельных электроагрегатов.
ЯМЗ-238 8-ми цилиндровые двигатели ЯМЗ без турбонаддува Спецдизельсервис

8-ми
цилиндровые двигатели ЯМЗ
без турбонаддува

ЯМЗ-238 8-ми цилиндровые двигатели ЯМЗ с турбонаддувом Спецдизельсервис

8-ми
цилиндровые двигатели ЯМЗ
с турбонаддувом

 
ЯМЗ-240 ЯМЗ-8401 ЯМЗ-850 12-ти цилиндровые двигатели ЯМЗ Спецдизельсервис
12-ти цилиндровые двигатели ЯМЗ
 
Комплектующие ЯМЗ  
Многоступенчатые коробки переменных передач ЯМЗ Спецдизельсервис Коробки переменных передач ЯМЗ Сцепление двигателя ЯМЗ Спецдизельсервис Сцепление ЯМЗ  
Дизельные электростанции ЯМЗ
 
Электростанция АД-60 Спецдизельсервис
АД - 60
Электростанция АД-100 Спецдизельсервис
АД - 100
 
Электростанция АД-200 Спецдизельсервис
АД - 200
Электростанция АД-315 Спецдизельсервис
АД - 315
 
Силовые установки ЯМЗ
 
Силовые установки АС и АКС ЯМЗ Спецдизельсервис
АС и АКС
Силовая установка ЯСУ-500М2 ЯМЗ Спецдизельсервис
ЯСУ-500М2
 
Силовая установка ЯСУ-500.10 ЯМЗ Спецдизельсервис
ЯСУ-500.10
Силовая установка ЯСУ-500Б2 ЯМЗ Спецдизельсервис
ЯСУ-500Б2
 
Судовые агрегаты ЯМЗ
 
Дизель-редукторные Дизель-генераторные  
Двигатели ЯМЗ ТМЗ Спецдизельсервис ДРА-90
ДРА-150
ДРА-300
Двигатели ЯМЗ ТМЗ Спецдизельсервис ДГР 1А60/1500
ДГР 1А75/1500
ДГР 1А100/1500
 
  В 1960-е годы создано и освоено в производство семейство 4-тактных дизель-моторов мощностью от 180 до 500 л.с. Базовые 6-, 8-, 12-цилиндровые модели семейства ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, пройдя несколько этапов коренной модернизации, остаются основной продукцией завода.

  В 1960-70 годы были успешно выполнены задания правительства по производству современной автотехники. На отечественные и зарубежные автомагистрали вышли новые семейства автомобилей МАЗ с дизель-моторами ЯМЗ, ставшие основой большегрузного транспортного парка страны. Одновременно опережающее развитие нефтегазового, горнорудного комплекса СССР во многом обеспечили мощные карьерные самосвалы БелАЗ с перспективными ярославскими двигателями.

  В 1970-е годы ⌠Автодизель■ становится ведущим предприятием отечественного дизелестроения, здесь разработаны силовые агрегаты для Камского, Кутаисского автозаводов - ЯМЗ (КамАЗ)-740, ЯМЗ (КАЗ)-642. В 1980-е годы специалистами завода создано перспективное семейство 840-х двигателей, 8-цилиндровые модели которого ЯМЗ-8424, ЯМЗ-8423 переданы на производство Тутаевскому моторному заводу.

  Дизели марки ⌠ЯМЗ■ применяются на автомобилях, карьерных самосвалах, автобусах, тракторах промышленного и с/х назначения, колесных и гусеничных машинах специального назначения, экскаваторах, кранах, комбайнах, автогрейдерах, погрузчиках, дорожно-строительных машинах, тепловозах, дизель-генераторах, на буровых, судовых установках и пр. Потребителями продукции ⌠Автодизель■ являются: МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, КрАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ, ИЗТМ, ЧЗПТ, ⌠Кировский завод■, Ростсельмаш, Красноярский комбайновый, Воронежский, Ковровский экскаваторные, Муромский, Людиновский тепловозостроительные, Ивановский крановый заводы, Челябинский завод дорожных машин и др. Главным потребителем продукции ОАО "Автодизель" является Минский автомобильный завод - давний надежный партнер нашего предприятия. Еще в 1940-50-е годы заводы совместно решали проблему создания и организации производства первых советских дизельных большегрузных автомобилей на базе конструкций ЯАЗ-200, ЯАЗ-205. В настоящее время основные перспективные модели силовых агрегатов ЯМЗ с повышенными технико-экономическими показателями, такие как ЯМЗ-7511, ЯМЗ-7601, ЯМЗ-850 и др. ориентированы именно на технику белорусских автозаводов. Несмотря на прошедшие геополитические преобразования, существующие экономические трудности, предприятия и сегодня остаются надежными партнерами. Активная реализация совместной программы развития дизельного автомобилестроения, принятой руководителями компаний В.А. Гуриновичем и В.Е. Савельевым, поддержанной президентами и правительствами России и Беларуси, - лучшее подтверждение верности традициям сотрудничества.

  Двигатели ЯМЗ имеют международные сертификаты соответствия действующим европейским экологическим нормативам, поставляются в 50 стран Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Продукция завода отмечена наградами: Орден Ленина (1966 г.), Орден Октябрьской Революции (1975 г.)

  В разные годы директорами предприятия были В.А.Еленин (1931-37 гг.), А.А.Никоноров (1940-45 гг.), И.П.Гусев (1945-50 гг.), Е.А.Башинджагян (1958 г.), А.М.Добрынин (1961-82 гг.), В.А.Долецкий (1982-97 гг.). Сегодня генеральным директором ОАО "Автодизель" является В.Е. Савельев